Можно сравнить шахматы и гол, какая из этих игр лучше? Естественно, "по-настоящему" сравнить может только тот, кто разбирается и в Гол и в шахматах, только он может достаточно объективно подойти к данному вопросу, а тот кто играет или разбирается только в чем-то одном, конечно, выскажется субъективно;
"GOAL" - это игра, - не на удачу (это не бросание кубиков как в нардах, не карты и не домино), а на равную борьбу умов (как в шахматах). Правила игры наполнены внутренним смыслом и логикой.
Основная эстетическая идея игры - разрешение конфликта в пользу логики, и справедливости. Борьба начинается в равных условиях и ведется с соблюдением правил, одинаковых для всех участников. Успех в игре "GoGOAL" основан на правильной оценке позиций, на интуиции, на способность к нестандартному мышлению, мгновенному подсознательному перебору и оценке различных вариантов. Игра учит с уважением относиться к сопернику, проникать в его замыслы, предвидеть его действия и готовиться к ответу на них. Игра "GOAL" по многим игровым параметрам превосходит шахматы не говоря уже о шашках. Что общего между этими двумя великими играми и чем они отличаются? И шахматы и гол являются сложными математическими играми. Общим для них является отсутствие элемента случайности, что отличает их от других интеллектуальных игр таких как: нарды, преферанс, бридж, маджонг и др. И шахматы и гол развивают мозг и формируют характер По количеству возможных сыгранных партий, игра гол превосходит шахматы. Для сравнения в шахматах 20 начальных ходов, а в игре "GOAL" более 20000, кроме того начальное положение фигур известно заранее и составляет всего один вариант, а в "GOAL" более 2000 приемлемых вариантов начальной расстановки фигур. Преимущество первого хода, несоизмеримо мало, по сравнению с шахматами, где черные с первых ходов в не завидном положении, и только заученные книжные ходы, спасают от шахматной программы игра по многим параметрам превосходит шахматы, включая тактику и стратегию, а по эмоциональному воздействию и красоте, не уступает им. если и дальше проводить аналогию с шахматами то в игре присутствуют тактические и технические приемы
• Ловушки • Отвлечение • Игра в защите • Игра в нападении • игра на флангах • Борьба за центр • Овладения пространством • Неожиданные тактические удары
Основные тактические и технические приемы в игре: • Система игры • Отвлечение • Отрыв • Игра на выходе • Игра в защите • Игра в нападении • Обводка • Длинный пас • Дриблинг • Прессинг • Игра в стенку • Угловой удар • Аут • Удар от ворот • Отвлечение • Выбор места • Игра на фланге • Игра в центре • Офсайдная ловушка • Стандартные положения
И нет таких элементов как повторение ходов, вечный шах, патовых позиций, отсутствует цейтнот, зато присутствует соотношение сил, разница в счете. Вариантов позиций в гол - больше на несколько порядков. Почему в гол больше вариантов? Очень просто из-за размера доски. В шахматы играют на доске в 64 поля, а полная доска для гол 22х19.Необходимо учесть, что доска в шахматах - несимметричная. Каждое поле - уникально. Тем не менее, в гол вариантов все равно больше, и как следствие, компьютер успешно играет в шахматы. Тех, кто может победить сильнейшую программу можно пересчитать по пальцам, а в гол еще нет играющих программ. То, что шахматные программы играют по принципу перебора вариантов, тоже не удивляет. Любую игру можно свести к перебору вариантов. Просто в гол их слишком много для уровня компьютеров начала второго десятилетия 21-го века. Но человеческий мозг мощнее любого компьютера. Ведь в человеке работают одновременно десятки сложнейших программ: дыхание, кровообращение, пищеварение и др. Если заставить любой компьютер их выполнять, то он не то что не станет считать быстрее человека, а вообще зависнет.
По количеству возможных сыгранных партий, игра "GOAL" превосходит шахматы. Для сравнения в шахматах 20 начальных ходов, а в игре "GOAL" более 200, кроме того начальное положение фигур известно заранее и составляет всего один вариант, а в "GOAL" более 2000 приемлемых вариантов начальной расстановки фигур. Шахматы начинаются с начальной позиции, а в гол - с пустого поля, где игрок на своей половине поля располагает свои фигуры, так как он захочет, что для творчества в игре открывает невероятные возможности создавать новое неведомое, чего нет в шахматах, где играющий зависит от стандартного положения фигур, и начинать игру по известным до 10-15 ходов дебютам.В течение игры количество фигур на шахматной доске уменьшается, а в игре гол нет. Шахматная партия заканчивается либо ничьей, либо победой одного из соперников. На уровне гроссмейстеров ничьи - очень частое явление. В шахматах фигуры ходят по-разному и наличие большого числа красивейших комбинаций, в игре гол нет таких изящных жертв, но красивых комбинаций не меньше. Стратегические концепции тоже важны, но стратегических возможностей в гол больше. Все фигуры ходят в гол одинаково - нет супер фигур, поэтому взаимодействие между ними носит решающий характер, хотя градация при встречном ударе по мячу составляет 10 разрядов, что номера 11 и 10 делает сильнее 2 и 3.
С одной стороны игра "GOAL" глубже, многогранней и богаче шахмат, но с другой стороны комбинаторика фигур и пешек и возможных ослаблений полей в центральной части поля в игре шахматы со взятиями и разменами фигур и пешек просчитывать сложнее. Кроме обычного перебора, компьютерные программы имеют "веса", дебютные и эндшпильные библиотеки. Выбирая решения для разбора тех или иных вариантов, компьютер основывается на очевидных для играющих в шахматы критериях, как то оценка позиции, материалл и.т.д. и.т.п. Есть сотни если не тысячи критериев по которым легко заставить компьютер рассматривать только "логичные" и "правильные" варианты и в отличие от людей он не "зевает". В игре гол алгоритм принятия решения на порядки сложнее описать позиционными или материальными критериями компьютер не имеет таких возможностей и он вынужден опираться исключитеьно на вычислительную мощность, просчитывая фактически четыре шахматных хода, с возможными ударами и с различной траекторией движения мяча. У любой конечно-ходовой игры есть совершенно определённая стратегия, при которой выигрыш достигается вне зависимости от ходов противника. Так же и в шахматах. На самом деле белые изначально всё-таки имеют перевес, так как по дебюту они всё равно пытаются получить лучше, а чёрные уравнять. Даже если белые сделают первый ход h3 у них уже лучше (при случаи форточка), а чёрные ещё стоят на местах. Мне кажется, что всё-таки в шахматы, так как там не все равны, а кто-то приносит себя в жертву ради более стоящего (отдают пешку, чтобы спасти ферзя, ради мата и т.д.)
Сегодня 12 партия между Каспаровым и Крамником завешилась вничью, следующая состоится завтра. … все эти игры предполагают что среди двух соперников выигрывает тот – кто лучше просчитывает ходы соперника. Кто-то будет спорить что компьютер считает хуже человека?… Так и в чём проблема?
Да и вообще касательно шахмат – кто-то кажется из настоящих шахматистов сказал, что компьютерная шахматная программа играет настолько хорошо, насколько хорошо играет в неё программист, её создавший :) Несколько спорное утверждение конечно, но не слишком далеко от истины.
И человек просто не сможет выиграть у компьютера – программа играет настолько хорошо, насколько позволяет ей играть алгоритм, заложенный программистом – согласны?
Нет, не согласен.
Можно построить простой переборочный алгоритм в глубь. Имея машину бесконечной скорости, она просчитает все ходы. Сам алгоритм можно уложить в 5 листов текста, а при этом она будет сильнее любого игрока.
Естественно до конца досчитать шахматы пока нельзя. Но тем не менее сила программы = сила алгоритма * быстродействие компьютера. Причем чем выше множитель “быстродействие компьютера”, тем меньше может быть первый множитель “сила алгоритма”. Учитывая, что быстродействие увеличивается в 2 раза за 2 года, то даже программы с очень слабыми алгоритмами и использующие перебор вглубь написанные 20 лет назад будут обладать большой силой. К вопросу об относительной оценке качества – это тоже надуманная точка зрения. Попробуйте определить качество само по себе и когда не сможете – почитайте Роберта Пирсига. Можно себя сколь угодно долго обманывать и мерятся с окружающими, но в конечном итоге, для тех, кто согласится быть честным с самим собой, придется примерять только на себя в зависимости от текущей обстановки.
Может мы перестанем доказывать своему ближнему, что он хуже или слабее, а я круче, когда узнаем/поймем, что машины нас уделают в любом случае. И тогда сможем играть/тренироваться, чтобы сделать себя лучше, совершеннее, эфективнее, приспособленнее к среде обитания?
Ах да.. ещё про стратегию – вот это как раз “человеческий” подход – выстроить нападение так, что если соперник ошибётся, то сделать то, а если не ошибётся то сделать это и ждать когда он ошибётся на следующем ходу – я не спорю – чисто человеческий подход
Только компьютер не ошибается Еще в шахматах больше разработана теория дебютов, что дает возможность посредственным гроссмейстерам, играющим на уровне кандидатов в мастера из дворцов пионеров советских времен выживать в партиях с асами. Так и обесценилось звание гроссмейстера, но это чисто спортивный аспект. Подбивая итоги по различиям между играми. 1. В гол больше доска и больше количество вариантов. 2. Гол богаче стратегическими возможностями. 3. Шахматы игра с тысячелетней историей игра Гол существует несколько лет . А теперь что общего между этими играми, это комбинации которые можно сравнить с произведениями искусства. Шахматные партии бывают разными по манере игры. Выдающийся гроссмейстер и автор шахматных учебников Котов А. А. выделяет четыре типа: 1) Комбинационно-тактическая партия - яркая схватка, насыщенная комбинациями и жертвами, постоянными угрозами и встречными ударами от начала до конца партии. 2) Маневренно-стратегическая партия - отсутствие явных столкновений, постоянные перегруппировки фигур в поиске оптимального положения. 3) Буря - спокойствие. Партия начинается по первому типу, а потом переходит во второй. 4) Спокойствие - буря. Соответственно, наоборот. Два первых типа являются базовыми, третий и четвертый - их комбинациями. В партиях первого типа мозг гроссмейстера напряжен до предела. Необходимо постоянно рассчитывать сложные варианты. Играть в таком стиле против компьютера - самоубийство. Компьютер лучше считает и не устает. Кроме того, никогда не допускает грубых ошибок. В партиях второго типа считать варианты нет необходимости. Гроссмейстер ведет борьбу с использованием стратегических принципов и лишь изредка пользуется тактическими угрозами. Такая манера дает очень неплохие шансы в игре против компьютера, который руководствуется перебором вариантов. В комбинированных типах необходимо вовремя переключиться. Если с этой точки зрения взглянуть на игру го, то самым важным является второй тип. И если в схватках первого типа го уступает шахматам, то в позиционной войне второго типа предоставляет гораздо больше возможностей. Именно поэтому в партии человек - компьютер, гол предоставляет человеку, гораздо больше шансов, чем в шахматах. Большее количество тактических угроз в шахматах связано с тем, что фигуры ходят по разному, а целью игры является не материальное преимущество, а мат королю. В обеих играх очень важной является связь между фигурами, стратегия и тактика. Из чего состоит шахматное мастерство? Из трех элементов: позиционное чутье, комбинационное зрение, расчет вариантов. Естественно, что каждый элемент состоит из множества частей, и только расчет остается расчетом, в котором компьютер превзошел человека. Для успешной игры гроссмейстеру необходимо овладеть всеми элементами, хотя он может предпочитать позиционную или комбинационную игру. К сожалению, в шахматах слишком хорошо разработана теория дебютов, поэтому на высшем уровне именно знание, и умение поймать противника в домашнюю заготовку, часто оказывается решающим. Однако гроссмейстеры, даже самые слабые, понимают принципы дебютного развития и "незаконного нарушения равновесия", поэтому они не только изучают, но и самостоятельно разрабатывают варианты. А вот для любителя изучение готовых дебютных схем является вредным, так как ослабляет игру и отучает мыслить самостоятельно и делает неспособным решать дебютные проблемы, попав в незнакомую ситуацию.
Гол сложней и интереснее; Размерность доски в шахматах 8х8 клеток, а в Гол – 22х19 (количество возможных комбинаций на доске примерно равно числу атомов во Вселенной), при этом размерность доски Гол можно варьировать, Компьютер не умеет играть в Гол не скоро научится;
Гол – игра красоты, эстетичность форм и изящность линий фигур радует взор игроков. Гармония и порядок – важные принципы Гол; В шахматы играют воины в гол играют мудрецы
|